astana-view

Реестр проблем

№1201

применение методик выполнения измерений (МВИ), включенных в Перечни стандартов к техническим регламентам ТС/ЕАЭС

На сегодняшний день испытательные лаборатории Республики Казахстан (ИЛ) имеют проблемы связанные с применением методик выполнения измерений (МВИ), включённых в Перечни стандартов к техническим регламентам Евразийского экономического союза (далее - ТР ТС/ЕАЭС). Департаменты Комитета технического регулирования и метрологии при проведении профилактического контроля требуют внесения вышеукaзанных МВИ в реестр государственной системы обеспечения измерений Республики Казахстан (реестр ГСИ РК) и выставляют предписания об устранении нарушений. В связи с невозможностью устранения данных замечаний, ИЛ вынуждены исключать методики из области аккредитации. Вместе с тем, ДКТРМ по Карагандинской области было наложено административное взыскание филиалу АО «НаЦЭкС» по Карагандинской области в виде штрафа в сумме 1 458 500 тенге за применение МВИ, включённых в Перечни стандартов ТР ТС/ЕАЭС, которые были в области аккредитации лаборатории, но отсутствовали в реестр ГСИ РК. Как известно, одним из принципов технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), определенных статьей 51 Договора о ЕАЭС, является единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. В соответствий с пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее - перечень стандартов). Исходя из положении Договора о ЕАЭС следует, что МВИ, включенные в перечень стандартов к техническим регламентам применяются при оценке соответствия без проведения дополнительных процедур. Кроме того, для изучения опыта применения МВИ АО «НаЦЭкС» направлены запросы в государства-члены ЕАЭС. В свою очередь, Госстандарт Республики Беларусь проинформировал, что МВИ, включенные в перечень стандартов включаются в области аккредитации испытательных лаборатории Республики Беларусь без проведения дополнительной процедуры государственной регистрации. Следует отметить, что указанные МВИ при включении в перечень стандартов проходят все необходимые процедуры аттестации в стране разработчика в соответствии абзацем 7 пункта 4 Приложения № 9 к Договору о ЕАЭС. Из ответа КТРМ следует, что основанием обязательной регистрации в реестре МВИ, включенных в перечень стандартов, является требования статьи 12 Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», который в свою очередь противоречит Договору о ЕАЭС. Более того отмечаем, что проведение аттестации и утверждение включенных в перечень стандартов МВИ, в государствах-членах ЕАЭС не предусмотрено ни Договором о ЕАЭС, ни Порядком разработки и принятия перечней стандартов, утвержденным Решением Совета от 18 октября 2016 года № 161. По мнению НПП «Атамекен», установление национальным законодательством дополнительных требований по аттестации МВИ, включенных в перечень стандартов противоречит Договору о ЕАЭС и актам Комиссии, а также нарушает принципы технического регулирования по обеспечению единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений и недопущению ограничения конкуренции при осуществлении оценки соответствия. Субъекты аккредитации несут дополнительные финансовые расходы при внесении МВИ в реестр ГСИ РК, так как стоимость регистрации одного документа составляет 76 тысяч тенге. При этом необходимо обратить внимание на то, что РГП «КазСтандарт» никаких работ не проводит (по аттестации МВИ), оплата взымается только за внесение записи в реестр. Согласно анализу проведенному АО «НаЦЭкС» в Перечни стандартов к 17 техническим регламентам ТС/ЕЭАС включено 366 МВИ, из них зарегистрировано в реестре 72 шт., что составляет всего 19,3%. Если примерно посчитать стоимость расходов по внесению 294 МВИ в реестр ГСИ РК, то она составляет 22 344 000 тг. Дополнительно потребуются финансовые расходы за право пользования (более 3 млн. тг.) и регистрации МВИ в реестре ГСИ РК от разработчика МВИ. В случае если 50% разработчиков МВИ потребуют оплаты примерно в среднем по 3 млн. тг., стоимость составит 441 млн. тг. Учитывая то, что многих организаций разработчиков не существует, по причине ликвидации, а также некоторые разработчики не идут на контакт, то часть МВИ не может быть внесена в реестр. Соответственно проблема применения МВИ не решается. Это создает серьезные проблемы в деятельности казахстанских испытательных лабораторий, создает препятствия в реализации требований технических регламентов ЕАЭС, негативно влияет на экономику страны, так как заявители уходят в ИЛ стран членов ЕАЭС, которые подобных проблем не имеют.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Предложение по решению проблемы:

1. Решение уполномоченного органа по техническому регулированию и метрологии о применений методик выполнения измерений (МВИ), включенных в Перечни стандартов к техническим регламентам ТС/ЕАЭС, без регистрации в Реестре государственной системы обеспечения единства измерений; 2. Внесение изменений и дополнений в законодательство РК об обеспечений единства измерений.

Пути решения:

1. Направить запрос субъектам аккредитации, для сбора информации касательно применяемых МВИ, включенных в ТР ТС/ЕАЭС; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Инициировать вопрос по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам обеспечения единства измерений.

Дата включения в реестр:

2022-03-14 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-12-30 00:00:00

Ход исполнения:
Ответственный исполнитель:

Жапаркулов Руфат Жалынулы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Шуйкебаева Жазира Саулебаевна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры