Как «валять дурака» в электронном формате
Работа веб-портала «Электронного правительства» вызывает ряд нареканий со стороны индивидуального предпринимателя Владимира Чернюка, что и стало причиной его обращения в Палату предпринимателей Северо-Казахстанской области.
«Ответы от различных государственных органов на ресурс «электронного правительства» поступают, как «вложения» формата программы Word. То есть, при «скачивании» и распечатке у них отсутствуют номер документа, подпись или дата. В итоге, получив документ посредством веб-портала «электронное правительство», я лишен права пользоваться им, например, предъявлять в качестве аргумента в государственных органах», - поясняет индивидуальный предприниматель Владимир Чернюк.
Членам Совета по защите прав предпринимателей был продемонстрирован «образец» такого ответа (авторы - Департамент внутренних дел СКО и Комитет водных ресурсов). В качестве образцового посчитали ответ прокуратуры Петропавловска: на документе имелись штрихкод, подпись, дата и номер документа.
Заметим, что в Законе РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» четко прописана норма, что электронный документ равнозначен документу на бумажном носителе. А в пункте 3-1 «Правил электронного документооборота», утвержденного Постановлением Правительства, черным по белому написано, что при создании электронной копии документа должна полностью воспроизводиться информация, содержащая данные реквизитов соответствующего подлинного бумажного документа, определенных законодательством РК.
А бывает и так: обращение в госорган пользователем отправляется через веб-портал «Электронное правительство», а ответ приходит…по почте в бумажном варианте. А все потому, что законодательно нигде не закреплено, что ответ на электронное обращение обязательно должен прийти в электронной форме.
По мнению экспертов Палаты, этот пробел в законодательстве дает возможность госорганам прибегнуть к бумажной волоките. Любимый их прием: зарегистрировать ответ задним числом и отправить его по почте.
Еще одна проблема, с которой наши предприниматели сталкиваются особенно часто - немотивированность ответов.
«Нужно понимать, что, таким образом, госорганы не просто нарушают правила электронного документооборота, а ущемляют предпринимателей в праве на получение мотивированного ответа, что в свою очередь порождает волокиту, бюрократизм и барьеры в развитии предпринимательства», - отметил начальник отдела Палаты предпринимателей СКО Аскар Махмет.
Пытаясь прояснить сложившуюся ситуацию по работе электронного правительства, представитель АО «Информационные технологии» - компании, обслуживающей работу портала, отметил, что, получение ответа в «e-gov» уже подразумевает то, что там есть электронная цифровая подпись госоргана.
«Если же документ будет подписан неправильной, просроченной подписью или не подписан вообще, то вы его в принципе не получите. Сам факт того, что он к вам пришел, уже означает, что он подписан. Хэшкод подписи уже встроен в этот электронный документ. Другое дело, когда вы его распечатаете, то нигде этого не увидите. Думаю, каждый госорган должен самостоятельно прописывать в документе дату, его номер исходящих и так далее. Ведь им ничего не стоит это сделать», - отметил представитель АО «Информационные технологии».
Так, может, стоит, улучшить систему портала, чтобы она вообще не пропускала такие ответы? Члены Совета по защите прав предпринимателей СКО считают, что необходимо внести изменения в «Правила электронного документооборота». А именно - обязать государственные органы, при получении обращений физических и юридических лиц через веб-портал «электронное правительство», давать ответ заявителю в этом же формате.
Также на Совете прозвучали предложения о включении в Административный кодекс РК ответственности должностных лиц за дачу заявителю немотивированного, неполного ответа или ответа, не отражающего суть вопроса.
Оставьте комментарий:
Комментарии: