Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

ГЧП: Бизнес недоволен недофинансированием госзаказа на дошкольное образование

26 Февраля 2025
- Акмолинская область
312 просмотров

Коллективное обращение предпринимателей, оказывающих образовательные услуги в дошкольных организациях в рамках государственно-частного партнерства, поступило в Региональную палату. Заявители жалуются на систематическое недофинансирование государственного заказа на дошкольное образование.

Авторы обращения просят оказать содействие в решении вопроса увеличения размера заработной платы работникам, в том числе педагогическому составу. По их словам, систематическое недофинансирование госзаказа приводит не только к финансовым затруднениям, но и, как следствие, социальной напряженности в трудовых коллективах.

Ранее предприниматели направили запросы по этому поводу в Министерство просвещения, облуправление и горотдел образования, ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников просвещения, науки и высшего образования» однако, к сожалению, на сегодня вопрос остается открытым.

В своем ответе минпросвещения ссылается на местные исполнительные органы, в чью компетенцию, по их словам, входит финансирование госзаказа, апеллируя к методике подушевого нормативного финансирования, согласно которой размер подушевого норматива сверх утвержденного методикой, опять-таки могут устанавливать МИО.

Областное управление образования, в свою очередь, делает отсылку к Закону «О статусе педагога», в соответствии с которым оплата труда педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в частных организациях образования, определяется их учредителями. «В случае внесения изменения в методику подушевого финансирования данные расходы будут компенсированы», - говорится в ответе госоргана.

«Мы видим, что формальные ответы образовательных ведомств создают замкнутый круг и затрудняют решение актуальных проблем в сфере образования. Более того, отсылка на Закон РК «О статусе педагога» не совсем корректна в данном случае. Уполномоченными государственными органами в сфере образования не учтен и не принят во внимание важный факт: заявители выступают и являются внутренними инвесторами, согласно договору о ГЧП. Причем договоры заключены на тридцать лет и уже действуют с 2018 года», - отметил заместитель директора РПП Расул Сыздыков.

Как уже отмечалось, сумма госзаказа рассчитывается согласно методике подушевого финансирования. В нее не вошли доплаты за педагогическое мастерство, проведение внеурочных мероприятий педагогами физкультуры, а также на повышение заработной платы отдельным категориям гражданских служащих, затраты на повышение квалификации педагогов, расходы на капитальный ремонт зданий. При этом в государственных садах эти статьи покрываются за счет дополнительного финансирования из республиканского бюджета, который не предусмотрен для организаций, переданных в ГЧП и частных дошкольных учреждений.

Это неравенство условий приводит к тому, что частные партнеры не имеют возможности обеспечивать достойную оплату квалифицированным специалистам в соответствии с их категориями, что приводит к оттоку кадров и снижению уровня подготовки детей в дошкольных учреждениях.

На сегодня, согласно постановлению акимата Акмолинской области от 19.04.2024г. №А-4/178 утверждён государственный заказ на дошкольное воспитание и обучение, размер родительской платы. Средняя стоимость на одного воспитанника в государственных дошкольных организациях, переданных в доверительное управление по проектам ГЧП при наличии у педагогов квалификации «педагог-мастер» в городских детских садах составляет всего лишь 56,5 тыс.тенге в месяц, в сельской местности - 63,3 тыс.тенге. Между тем в других регионах, к примеру, в Павлодарской области, г.Тараз эта сумма превышает 80 тыс.тенге.

«К слову, не так давно стоял вопрос большого дефицита мест в детских садах, который был решен благодаря активному участию предпринимателей. Инвестиции частного капитала в сферу дошкольного образования позволили снизить нагрузку на государственный бюджет. Однако существующая система финансирования не позволяет дошкольным организациям, переданным в ГЧП, полноценно функционировать, выполнять свою социальную миссию и гарантировать права своим воспитанникам на качественное образование, развитие, безопасные условия и полноценное питание. Для решении данной проблемы мы предлагаем оплату сверх норматива подушевого финансирования возместить за счет средств республиканского или местного бюджета, по аналогии с государственными детсадами», - добавил Расул Сыздыков.

Напомним, государственно-частное партнерство — это форма партнёрских отношений государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания объектов инфраструктуры или оказания качественных услуг населению. Не всякое взаимодействие государства и бизнеса можно отнести к ГЧП, а только такое, когда частный партнёр по поручению и при поддержке государственного партнёра выполняет функции, которые раньше возлагались на государство.

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры